Патриотическое и духовно-нравственное воспитание

Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народ, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриарх Алексий II говорил:
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.
Патриотизм и гражданственность – это неразделимые понятия и мы о них постоянно ведём речь на уроках, во внеурочной деятельности, в семье, с друзьями. Все мы граждане Великой России, а понятие гражданственности предполагает реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. И сегодня наша гражданственность должна проявляться в социальной заботе о ветеранах Великой Отечественной войны, в поддержке детей, которым мы можем подарить тепло своих рук и сердец, в том, чтобы творить добро. С этой целью  в техникуме создан  Музей. Пространство нашего музея истории ничем не ограничено, оно открыто для всех, кто желает внести вклад в воспитание молодёжи. Мы тесно сотрудничаем с ветеранами войны и педагогического труда, городским краеведческим музеем.
        Студенты техникума под руководством преподавателя обществознания с большим интересом проводят исследовательские работы по разделам «История техникума: факты, события, комментарии», «Моя малая родина», «Великая Отечественная война в истории страны и моей семьи». Материалы исследований используются при проведении часов общения «Россия – Родина моя»,  научно – практических конференций, написании сочинений. Это помогает студентам почувствовать  себя частью великого народа, Родины. Их беспокоит, как проводимые в стране реформы, изменения отразятся на их жизни в коллективе, семье, и техникуме.
         Студенты техникума принимали активное участие в благоустройстве сквера памяти.   
           Когда мы говорим о гражданском воспитании, нужно не упустить главный, важнейший принцип – связь времен. Не будет никакого уважения и любви к Отечеству, если нет понимания подвига предков, понимания того,  что они сделали для страны и народа. Решая проблему духовно – нравственного воспитания, всем нам необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у молодёжи ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Духовно – нравственное воспитание осуществляется в процессе включения молодёжи в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения и обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота и гражданина – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. И очевидно одно – мы все вместе  сможем решить задачу гражданского становления молодёжи, расширяя пространство социального партнёрства в нашем городе и области.
 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе           Мутина Т.В.
Документы: